27.07.2017

Главное, чтобы тебя «штырило». Интервью с жутко талантливым и неординарным Беком Нарзи

Как ока­за­лись в Лон­до­не?

Мое пол­ное имя Рус­там­бек Нар­зи­бе­ков, я ро­дил­ся в Тад­жи­кис­та­не, в очень ува­жа­емой семье, про­жил там до 13 лет, не пла­ни­ро­вал ни­ку­да у­ез­жать и очень не хо­тел это­го. Мой де­душ­ка был из­вес­тным по­ли­ти­ком, на­ча­лись го­не­ния, убий­ства, не­га­тив, моя ма­ма вы­нуж­де­на бы­ла про­сить по­ли­ти­чес­кое убе­жи­ще и эмиг­ри­ро­вать в Лон­дон. Ма­ма ра­бо­та­ла жур­на­лис­том, я учил­ся на веб-ди­зай­не­ра и во вре­мя уче­бы на­чал под­ра­ба­ты­вать в ба­ре. Так про­изош­ло мое зна­комс­тво с этим ми­ром, ко­то­рый пол­ностью пог­ло­тил ме­ня.

Как Вы по­па­ли в рес­то­ран­ный биз­нес?

В рес­то­ран­ном биз­не­се я дав­но, но сов­сем не­дав­но по­нял, как я ока­зал­ся в этом биз­не­се. Во всем дол­жна быть пра­виль­ная пос­ле­до­ва­тель­ность. Нап­ри­мер, вам нуж­но вы­мыть ру­ки, сна­ча­ла вы вклю­ча­ете во­ду, по­том бе­ре­те мы­ло, по­том опять во­ду, по­том по­ло­тен­це. Ес­ли же вы на­ру­ши­те эту пос­ле­до­ва­тель­ность, то по­лу­чи­те сов­сем иной ре­зуль­тат. Так и в рес­то­ран­ный биз­нес про­фес­си­она­лы дол­жны по­па­дать, их нуж­но за­тя­ги­вать, в пра­виль­ной пос­ле­до­ва­тель­нос­ти. Так вот у ме­ня эта пра­виль­ная пос­ле­до­ва­тель­ность бы­ла.

Ну и ко­неч­но же, нуж­но вдох­нов­лять лю­дей. Есть один очень хо­ро­ший при­мер та­ко­го вдох­нов­ле­ния, ко­то­рый по­че­му-то иг­но­ри­ру­ют, это - Стив Джобс. Этот че­ло­век умел соз­дать по­ле ис­ка­жен­ной ре­аль­нос­ти, жил в нем и зас­тав­лял лю­дей по­ве­рить, что они мо­гут то, что из­на­чаль­но ка­за­лось им не­воз­мож­ным. Он умел вдох­нов­лять лю­дей, и у них все, дей­стви­тель­но, по­лу­ча­лось. Т.е. че­ло­ве­ку нуж­но по­ка­зать, что там, в кон­це тон­не­ля и, ес­ли он бу­дет это знать, он бу­дет бо­роть­ся за это. Но кро­ме вдох­нов­ле­ния нуж­но обу­чать лю­дей, по­ка­зы­вать, что и как де­лать на собс­твен­ном при­ме­ре, смот­реть, что не так, на­ка­зы­вать, наг­раж­дать и ис­кать «но­вую кровь».

Т.е. Вы по­па­ли в пра­виль­ную струю и бы­ли пра­виль­ные нас­тав­ни­ки?

Да. Сей­час я мог бы ра­бо­тать где-ни­будь на BBC и за­ни­мать­ся компь­ютер­ной гра­фи­кой. Но, я счи­таю, что мне по­вез­ло, я по­пал в шко­лу к че­ло­ве­ку, ко­то­рый ме­ня вдох­но­вил сво­ей лю­бовью к на­пит­кам и за­ря­дил эмо­ци­ями нас­толь­ко, что я по­нял, что в жиз­ни я не хо­чу за­ни­мать­ся боль­ше ни­чем дру­гим. Этим че­ло­ве­ком стал Са­ша Пет­рес­ке (Sasha Petraske), ле­ген­дар­ный бар­мен и ос­но­ва­тель все­мир­но из­вес­тно­го нью-й­орк­ско­го ба­ра Milk & Honey. Мы поз­на­ко­ми­лись с ним в Нью-Й­ор­ке, в 2003 го­ду, ког­да я ез­дил к не­му на «про­кач­ку». К со­жа­ле­нию, это­го че­ло­ве­ка сей­час нет в жи­вых.

В чем ус­пех рес­то­ран­но­го биз­не­са?

Рес­то­ран­ный биз­нес, это во­об­ще очень рис­ко­ван­ный и неб­ла­го­дар­ный биз­нес на све­те. На мой взгляд, глав­ный ус­пех это­го биз­не­са, как в про­чем и лю­бо­го дру­го­го де­ла -  это что­бы те­бя «шты­ри­ло», что­бы ты лю­бил то, чем за­ни­ма­ешь­ся, что­бы это при­но­си­ло удов­лет­во­ре­ние, что­бы «сиг­нал» шел от сер­дца.

В рес­то­ран­ном биз­не­се я по­нял од­ну вещь: идея (кре­атив) – это 10%. Все ос­таль­ное – это ис­пол­не­ние ва­ших идей в ре­аль­ность, по­это­му са­мое цен­ное, что у нас есть – это ко­ман­да. Мой брат – это моя ко­ман­да. Не­дав­но у не­го был день рож­де­ния, и в сво­ем Instagram я на­пи­сал, что са­мый луч­ший по­да­рок, ко­то­рый мне сде­ла­ли ро­ди­те­ли на день рож­де­ния – это мой брат. По­то­му, что мой брат вы­та­щил ме­ня из гов­на эго­из­ма и кре­ати­ва. Я в нем зах­леб­нул­ся.

Не со­ве­тую слиш­ком мно­го вни­ма­ния об­ра­щать на кре­атив. Да, по­ка «пипл ха­ва­ет» это где-то в Са­ма­ре – окей, но не на­до на этом кон­цен­три­ро­вать­ся. Это как Шмы­га в филь­ме Влас­те­лин Ко­лец, он ведь был нор­маль­ным че­ло­ве­ком, прос­то слиш­ком мно­го на коль­цо смот­рел…..

Что сей­час в трен­де?

Су­дя по тем тен­ден­ци­ям, ко­то­рые я наб­лю­даю, уми­ра­ет кон­цеп­ту­аль­ная кух­ня, кон­цеп­ту­аль­ные рес­то­ра­ны, уми­ра­ет италь­ян­ская кух­ня и так да­лее. Вско­ре бу­дет тренд на все - на «миш маш», «Moscow Style».

Сей­час стре­ми­тель­но раз­ви­ва­ют­ся тех­но­ло­гии, ко­то­рые про­ни­ка­ют и в рес­то­ран­ный биз­нес. У ме­ня сто­ит плат­фор­ма он­лайн-бро­ни­ро­ва­ния, так на­зы­ва­емый table management. Очень кру­тая вещь. Ре­сепшн мол­чит, нет су­еты, ник­то не от­ве­ча­ет на те­ле­фон, так как бро­ни при­хо­дят в он­лайн. Я мо­гу зай­ти с те­ле­фо­на, на­хо­дясь в Мос­кве, и уви­деть, сколь­ко у ме­ня в рес­то­ра­не в Лон­до­не ре­зер­вов. Мо­гу уз­нать, кто, ког­да, ка­кой те­ле­фон, ка­кой e-mail и мо­гу лич­но поз­во­нить этим лю­дям.

Еще од­на важ­ная де­таль в рес­то­ра­не – это хос­тес. Она мо­жет вам прос­то-нап­рос­то зак­рыть за­ве­де­ние. Хос­тес – это пер­вое впе­чат­ле­ние. Ес­ли, нап­ри­мер, вы иде­те на сви­да­ние с че­ло­ве­ком, но он не про­из­вел на вас впе­чат­ле­ния, то ва­ши от­но­ше­ния даль­ше не прод­ви­нут­ся. Так и с рес­то­ра­на­ми. Хос­тес от­ве­ча­ет за лю­бовь с пер­во­го взгля­да, по­это­му ее на­до про­ка­чи­вать, ей на­до уде­лять вни­ма­ние. Хос­тес дол­жна быть не толь­ко сим­па­тич­ной, но и ум­ной, а для это­го нуж­но соз­да­вать ус­ло­вия, но очень мно­гие рес­то­ра­то­ры не об­ра­ща­ют на это вни­ма­ние.

Есть ли ка­кие-то про­ек­ты, за ко­то­рые Вы ни­ког­да бы не взя­лись?

Я бы ни­ког­да не вер­нул­ся в Рос­сию от­кры­вать биз­нес. Во-пер­вых, по­то­му что я это уже про­бо­вал, ме­ня ки­ну­ли и, нес­мот­ря на то, что суд я вы­иг­рал, день­ги на­зад свои по­лу­чить до сих пор не смог.  Да и по­том, за­чем мне здесь что-то от­кры­вать, ес­ли каж­дый здеш­ний рес­то­ра­тор меч­та­ет у­ехать «ту­да» и иметь то, что имею я. За­чем мне ши­ло на мы­ло ме­нять. Сю­да бу­ду при­ез­жать толь­ко де­лить­ся зна­ни­ями, толь­ко пре­по­да­ва­тель­ская де­ятель­ность.

Я не умею жон­гли­ро­вать чу­жи­ми день­га­ми, как мно­гие из­вес­тные мос­ков­ские рес­то­ра­то­ры. Я как-то уже по­те­рял чу­жие день­ги и боль­ше не хо­чу. У ме­ня есть еще один мен­тор - Дэн­ни Мей­ер (из­вес­тный рес­то­ра­тор из Нью-Й­ор­ка, сеть Shake Shack, ав­тор кни­ги Setting the table), так вот у не­го в 10 раз мень­ше рес­то­ра­нов чем у Но­ви­ко­ва, но он в 10 раз бо­га­че и, я ду­маю, счас­тли­вее не­го.

Я не прес­ле­дую цель иметь 50-60 рес­то­ра­нов. Мне дос­та­точ­но 5-6 и у ме­ня есть чет­кое ви­де­ние то­го, че­го я хо­чу дос­тичь че­рез 10 лет, я к это­му по­ти­хо­неч­ку иду.

Вы счас­тли­вый че­ло­век?

Очень счас­тли­вый, бла­го­да­ря жен­щи­не. У лю­бо­го че­ло­ве­ка, в том чис­ле и в рес­то­ран­ном биз­не­се, дол­жен быть, так на­зы­ва­емый Healthy life balance. Лич­ная жизнь и про­фес­си­ональ­ная. Ес­ли где-то сда­ет, то ни­ког­да не бу­дет ус­пе­ха.