Никита Подерягин: «Единственный след, который должен оставлять ресторан — эмоциональный»
Шеф-повар ресторана Bjorn рассказал, как бережное отношение к продукту превратилось в собственную экологическую программу.
- Никита, осознанное потребление в рамках мегаполиса – это вообще реально?
- Да, более того: осознанное потребление — это задача в первую очередь мегаполисов. К тому же именно в мегаполисах сконцентрировано большинство сервисов, упрощающих сокращение своего следа. Это возможность сдать почти любую, даже самую сложную упаковку в переработку. Это сервисы шеринга, когда человек может не покупать инструмент, вещь и даже машину, а взять в аренду. Это zero waste магазины с большим ассортиментом экологичных, этичных, органических товаров.
- Как вы следуете принципам zero waste в ресторане?
- Для начала нужно четко понять: полностью «нулевой» ресторан – это мечта. На текущем этапе развития самой городской системы сделать ресторан абсолютно безотходным — нереально. Но можно к этому идти. Лично мы собираем вторсырье: стекло, пластик, картон и бумагу, несколько видов пленок, тетрапаки, металл, батарейки, крышки. Отдельно утилизируем органические отходы и отправляем на переработку на ферму с помощью личинки мухи «Черная львинка» или отдаем на компостирование знакомым фермерам. Мы сократили цепочку поставок, заказывая продукты напрямую у поставщиков и фермеров, установили дозаторы на средства для уборки для сокращения расхода моющих средств, активно занимаемся энерго-, водо- и теплосбережением. У нас в штате есть эко-консультант и несколько раз в месяц мы проводим лекции для всех сотрудников Björn: ведь экологическая программа не имеет смысла, если команда ресторана не понимает, что мы делаем. А ещё мы ежегодно отчисляем средства в Центр экологических инноваций на поддержание Алтайского леса.
- Как родилась идея Диких Ужинов и в чем их концепция?
- С Дикими Ужинами все просто – чем меньше наигранности в момент ужина, тем чище эмоции у гостя. Самое прозрачное в этом плане – это дикая природа. Каждый раз мы выбираем новые маршруты и места: земляничную поляну, сосновый бор, опушку леса или берег реки. Под открытым небом появляется полноценный̆ ресторан с красиво накрытым столом, кухней̆ и баром. Ужин мы готовим при гостях прямо на огне, а затем устраиваем чаепитие вокруг костра. А потом наш ресторан-путешественник исчезает как мираж, оставляя место чистым, потому что «не оставлять следа» – экологическая миссия Björn.
- Ваши гости – это те люди, которые разделяют ваши ценности или в основном поклонники вашей кухни?
- Наши гости – это люди, близкие нам по духу и поклонники северной кухни. Часто бывает, что гости приходят просто поужинать, а потом охотно выезжают с нами на уборку лесопарковых зон, которую мы устраиваем два раза в год.
- New nordic – что это сегодня?
- Не знаю (смеется). Мы взяли от неё бережное отношение к продукту, сезонность и локальность + добавили то, что считали нужным: дикий продукт, научный, вдумчивый подход. Таким образом, наша концепция – это не new nordic в чистом виде, и она находится постоянно в развитии.
За шесть лет, прошедших с открытия ресторана, локальный продукт из просто отечественного превратился в максимально локальный – овощи и фрукты закупаются в соседних областях. Бережное отношение к продукту превратилось в собственную экологическую программу. Что касается сезонности, то, например, в 2020 году, несмотря на карантин, мы обновили меню 8 раз. Так что хоть мы и имеем нордические корни и многие считают нас скандинавским рестораном, но мы уже давно весьма самобытны. Что у нас точно всегда можно попробовать, так это дичь: оленину, кабана, лосятину, косулю, а также дикие виды рыб.
- Сезонность и локальность – как это возможно реализовать в московских условиях?
- Надо чаще кататься на рынки, больше общаться с фермерами и садоводами. Много времени уделять продукту и его поиску. Только так. Тяжело, но весело.
- Ваши сеты – это попытка донести основную идею или собранные воедино хиты меню?
- Блюда из сет-меню никогда не появлялись в основном меню. Если блюдо а-ля карт – это короткий рассказ о чем-то одном, то сет-меню – это книга. Каждый раз мы берем какую-то грань своей концепции и стараемся максимально раскрыть ее в формате сет-меню. Cейчас посредством нашего сета мы говорим о бережном и разумном потреблении. Например, делаем из белой части лука-порея паштет, из зелёной – масло, а из сердцевины – «сено» для гнезда, в котором подаётся блюдо. Перепелку подаём практически целиком, но раскладываем ее на несколько составляющих. Из печени готовим взбитый паштет с карамелизованным мёдом, томленое сердце панируем в пшеничном хлебе, грудку коптим при низких температурах. А из костей и всего, что осталось от перепела, делаем густой соус, своеобразный «жу».
- Каким простым, но эффективным решениям для дома в соответствии с идеей осознанного потребления вы следуете сами и рекомендуете своим близким?
- Самый простой способ стать более ответственным состоит из трех пунктов: отказаться от лишнего, разделять отходы и грамотно утилизировать органику. Это закроет 90% вашего следа. Перед походом в магазин пишите список покупок, выбирайте товары с меньшим количеством упаковки. Откажитесь от пакетов, купив хороший шопер и комплект фруктовок. Так вы будете приносить домой меньше мусора и ваш «пакет с пакетами» прекратит расти.
Разделять дома отходы не так сложно, как многие думают: поставьте дома под раковиной дополнительное ведро и бросайте туда вторсырье. Начать можно с чего-то одного: например, бутылок.
Если ко всему этому вы добавите установку измельчителя пищевых отходов на кухне, то ваше мусорное ведро будет наполняться невероятно медленно, так как пищевые отходы составляют в среднем 30% от нашего мусорного следа.