Вадим Зуйков. Организатор фестиваля и премии «Пальмовая Ветвь»
Интервью с Вадимом Зуйковым, президентом компании НТА, организатором фестиваля и премии «Пальмовая Ветвь» / PalmaFest.
Премия «Пальмовая ветвь» будет вручаться уже в 13-й раз. Какое значение для ресторана имеет победа в этом событии?
Победа – это само по себе приятно. А одержать победу в этом событии – престижно, в первую очередь для команды, которая создавала ресторан. Кроме того, это прекрасный PR и дополнительные рекламные возможности. Если говорить о финалистах Премии этого года, то все заведения, попавшие в Топ-11, уже признаны лучшими новыми концепциями России.
Что такое «Лучшая ресторанная концепция»?
«Пальмовая ветвь» – это премия не за лучший ресторан года, а за лучшую потенциально успешную ресторанную концепцию. Поэтому критериями отбора являются не только дата открытия ресторана и креативность концепции, но и ее новизна, быстрая окупаемость проекта, а также потенциальная возможность тиражирования идеи. Вообще правила отбора были сформированы организаторами международной премии «Пальмовая Ветвь» и примерно одинаково выбор лучшей концепции происходит во всех странах, где премия проводится. Сначала организаторы премии, на основе заявок от ресторанов, с помощью членов экспертного совета и возможностей постоянного инфопартнера события – отраслевого журнала «РестораторШеф», составляют лонг-лист новых оригинальных ресторанных концепций со всей России, появившихся в течение года. Затем экспертный совет премии выбирает из них те концепции, которые, по мнению членов жюри, наиболее соответствуют условиям новизны идеи и базовым критериям премии. В этом году таких концепций 11. И уже из них непосредственно на церемонии, все присутствующие в зале участники индустрии выбирают победителя. Именно эта концепция представит Россию на международной премии «Пальмовая ветвь».
Кто голосует? Как вы отбираете жюри?
«Пальмовая ветвь» – это независимая премия, правила формирования экспертного совета – абсолютно прозрачны. В жюри входят известные люди ресторанного бизнеса — президенты профильных федераций и гильдий, гастрономические журналисты, ресторанные критики, авторы тех концепций, которые побеждали в премии в течение предыдущих 12-ти лет, а также представители Leaders Club International всех стран. Уже на самом финале премии каждый лауреат рассказывает о своей концепции и показывает видео-ролик, рассказывающий о ресторане и сообщающий обязательный набор данных о проекте. Все присутствующие в зале участники индустрии получают бюллетени, где ставят галочку напртив той концепции, которая по их мнению, лучшая в этом году. Наибольшее количество голосов равно победе.
Расскажите о премии «Выбор рестораномана». В каких номинациях присуждаются награды?
Премия «Выбор рестораномана», своего рода, альтернатива экспертной, но с одной стороны, а с другой – это гид по новым ресторанным концепциям страны, которым может пользоваться и посетитель, и профессионал индустрии. Сейчас на сайте restoranoman.ru есть информация о почти сотне новых концепций страны, которой может пользоваться кто угодно и где угодно. До 22 апреля на сайте проходит «народное» голосование за лучшую концепцию с точки зрения рестораноманов. Выбор происходит из всего первоначального лонг-листа новых концепций этого года, которые претендовали на то, чтобы выйти в финал премии «Пальмовая ветвь» – и те кто вышел, и те кто не вышел в финал после голосования экспертов, могут победить в голосовании рестораноманов и стать обладателем премии «Выбор рестораномана» в одной из 8-ми номинаций. Номинации устроены по принципу соответствия тому или иному тренду на рынке, которые отмечают наши эксперты. В этом году это тренды-номинации – Smart casual, Новый взгляд на традицию, Наше море, Дым с огнем, Только вино, Закусочная 2.0, Мультиформат, Глобально Локальные.
Концептуальных ресторанов становится больше?
Да, с каждым годом появляется все больше новых и интересных концепций. Каждый старается найти свою индивидуальность и выделиться на ресторанном рынке.
Расскажите о финалистах этого года. Есть ли какие-то тенденции по выбору концепций от года к году?
В этом году в финале 11 концепций, 7 из них из Москвы, что, кстати, больше, чем в прошлом году, например. Это – мультиформатные, но абсолютно разные «Гастроцентр Зарядье» и Community, мясной и не только «Пирог мясника», русская авторская «Матрешка», гурме-сэндвичная «Жадина-Говядина, японский [KU:] рамен изакая бар и мясной ресторан с собственным колбасным производством «Колбасный цех». Не менее интересны концепции из других городов, из Екатеринбурга, например, современная пельменная «Замес», из Ялты – ресторан Doctor Whisky, из Санкт-Петербурга – бар Orthodox Bar. Впервые в финале премии участвует ресторан из Петропавловска-Камчатского - «Камчатка Local Kitchen». Конечно, из года в год появляются тренды, серьезно влияющие на список ресторанов, которые попадают в шорт-лист. Каждый год активно выделяется новый формат, но основная тенденция — это вкусно и недорого, вместе с тем, что индивидуально и интересно.
Какие концепции вам запомнились за 13 лет?
Каждый победитель уникален, в каждом есть что-то особенное. Многие из них открывают новые рестораны или создают ресторанные группы. Например, запомнились: победитель 2016 года — ресторан ресторан современной и традиционной сибирской кухни «СибирьСибирь», победитель 2014 года — ресторан, где можно в любое время попробовать завтраки со всего мира Cook’kareku. Интересные проекты: ресторан «Русская рюмочная №1» или победитель прошлого года True Cost – ресторан с платным входом, а едой и напитками по себестоимости. Вообще для разных годов и разных экономических периодов характерны разные рестораны, которые выбирают участники индустрии как флагман.
Расскажите о фестивале ресторанных концепций, который в этом году пройдет пятый раз. Какие промежуточные итоги за 5 лет его существования вы можете подвести?
Фестиваль меняется, меняются и участники. Идея фестиваля 2018 года — это раскрытие каждым рестораном его истории, от идеи, создания концепции до осуществления проекта и его продвижения. Это отличная возможность познакомиться с владельцами, дизайнерами и шеф-поварами. Узнать все о специфике разных типов ресторанных концепций – от маленького проекта, где владельцы все делают сами, до масштабного, с огромным количеством персонала и бешеной проходимостью. На мой взгляд, за все время своего существования фестиваль помог раскрыться и, возможно, «найти себя» многим создателям ресторанов. И доказательство этому – то, что появляется большое количество ресторанов с уникальными концепциями.
Зачем нужны ресторанные премии и фестивали?
А зачем нужен, например, «Оскар»? Во-первых, это награда за труды, а во-вторых, это престижно. «Пальмовая ветвь» - независимая премия, но ее, так или иначе, вручаем не мы – организаторы, а бизнес. Мы анализируем рынок и пытаемся мотивировать рестораторов на что-то новое. Как вы понимаете, участие в премии для ресторанов бесплатное, новый ресторан может подать заявку на участие и, при наличии какого-то уникального предложения, стать участником премии. А фестиваль — это просто отличное место для общения. Причем, как профессионалов ресторанного дела, так и новичков, которые могут пообщаться с опытными людьми и получить новые знания.